Страницы

среда, 6 марта 2013 г.

И снова я читаю Лема

Уже совершенно отвыкла писать о чем-то, кроме видеоигр, да и как-то не о чем было, но вот появился небольшой повод.

Буквально на прошлых выходных, я подумала: "А чего это я ничего не читаю в последнее время?" Искать что-то новое мне было лень, так что я обратилась к тому, что уже когда было было загружено на читалку, но руки так и не дошли. Выбор мой пал на "Рукопись, найденную в ванне", тем более что Лема я по большей части люблю.

"Рукопись,..." я начинала читать уже несколько раз, но дальше 20 страниц как-то не пошло, а тут вдруг затянуло. Те, кто читали меня ранее, наверное ожидают развернутую рецензию на книгу, но хочу огорчить - пост не об этом. Скажу только, что "Рукопись,..." мне очень понравилась от начала и до конца, и почитать ее определенно стоит каждому, в особенности поклонникам утопий и антиутопий.

Воодушевившись, я захотела еще Лема и выбрала на свою беду "Мегабитовую бомбу" - сборник эссе на тему технического прогресса. Теперь пребываю в некоторой растерянности, хотя и жалею, что книга не попалась мне, когда я писала работу по "Компьютерной этике". Сразу оговорюсь, что прочитала пока совсем чуть-чуть (и, возможно, не буду продолжать).

Первым мне попалось эссе, написанного в 1996 году и посвящено оно развитию Интернета. Лем там описывает свои опасения относительно такого явления, как всемирная сеть. На самом деле, конечно, все это далеко не беспочвенно, потому что у того же Джеймса Мура в статье "Что такое компьютерная этика?" (я почти уверена, что не ошибаюсь) были приведены весьма конкретные примеры, как использование новых технологий совсем незаметно влияло на существенные вещи. Например, из-за принятой сортировки по алфавиту, авиакомпании, название которых начинались на первые буквы алфавита, продавали больше билетов. Было еще что-то про атомную станцию, но я уже не помню.

В общем, разбирать этические аспекты технического прогресса оказалась очень увлекательно, так что к "Мегабитовой бомбе" я приступила с пристрастием. Отчасти, я, конечно же, согласна с Лемом, хотя нужно заметить, что со времени написания эссе прошло уже почти 20 лет, а его опасения не оправдались в полной мере, но удивило меня совершенно другое: как человек, который написать столько фантастических произведение, признанных со всем мире, может наблюдать за развитием такой восхитительной технологии безо всякого интереса? Да, к сожалению, я не увидела в эссе ни капли любопытства. Я понимаю, возраст. Но все же. В общем, теперь я вся в сомнениях, а читать ли мне дальше.

Дело в том, что какими бы страшными вещами не занималась наука и не оборачивался технический прогресс, я считаю, что наблюдать за ними - уникальная возможность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий